Академия биологии и биотехнологии. Южный федеральный университет

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Программа бакалавриата

«Управление земельными ресурсами». Программа бакалавриата

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 021900 «Почвоведение» и профилю подготовки «Управление земельными ресурсами».
1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 021900 «Почвоведение» .
1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат).
1.4 Требования к абитуриенту

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 021900 «Почвоведение».
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника
2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 021900 «Почвоведение» .
4.1. Годовой календарный учебный график.
4.2. Учебный план подготовки бакалавра.
4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
4.4. Программы учебной и производственной практик.

5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 021900 «Почвоведение» в вузе Южный федеральный университете.
5.1 Кадровое обеспечение
5.2 Учебно-методическое обеспечение
5.3 Материально-техническое обеспечение

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 021900 «Почвоведение»
7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата.

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

Приложения

 

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая в Южном федеральном университете по направлению подготовки 021900 «Почвоведение» и профилю подготовки «Управление земельными ресурсами» представляет собой системудокументов, разработанную и утвержденную Южным федеральным университетом с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 021900 «Почвоведение» высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.
ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 021900 «Почвоведение» . Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);
Проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки 021900 «Почвоведение» высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки;
Устав Южного федерального университета.
Локальные нормативные акты.

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат)

1.3.1. Цель (миссия) ООП бакалавриата по направлению подготовки 021900 «Почвоведение»: развитие у студентов личностных качеств и формирование у них общенаучных, социально-личностных, инструментальных и профессиональных компетенций, позволяющих творчески овладевать программой обучения, а также применять полученные знания в будущей практической деятельности в качестве почвоведа, менеджера, эксперта в организациях Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства федерального имущества, Госстроя России; в академических и ведомственных научно-исследовательских организациях, связанных с исследованием почв; в почвенно-экологических, почвенно-ландшафтных, почвенно-мелиоративных, оценочных организациях, проводящих работы по почвенному покрову, в агрохимических, картографических и сельскохозяйственных организациях различных форм собственности; в организациях, связанные с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач; а также принимать участие в полевых экспедициях по изучению почвенного покрова, работать в научных почвенных, агрохимических и др. лабораториях, в вычислительных центрах при проведении научно-исследовательских и производственных почвенных, экологических, природопользовательских, мелиоративных и других работ, связанных с исследованием и использованием почвенного покрова.

1.3.2. Срок освоения ООП бакалавриата в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 021900 «Почвоведение» составляет четыре года

1.3.3. Трудоемкость ООП бакалавриата в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 021900 «Почвоведение» составляет 240 зачетных единиц. 1.4. Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 021900 Почвоведение:

Бакалавр по направлению подготовки 021900 Почвоведение должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
а) научно-исследовательская деятельность: работа на экспериментальных установках, моделях, работа на лабораторном оборудовании и приборах; работа на полевом оборудовании и приборах; составление разделов научно-технических отчетов, пояснительных записок; подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов, пояснительных записок, аналитических обзоров и справок, библиографии по тематике проводимых исследований; участие в работе семинаров, научно-технических конференций, в подготовке публикаций, составлении заявок на изобретения и открытия.
б) производственно-технологическая деятельность: участие в проведении полевых почвенных и почвенно-экологических наблюдений и измерений с использованием современных технических средств; составление первичной документации экспериментальных, фондовых, литературных и других данных, первичной обработки информации о почвенном покрове; сбор, обработка, обобщение фондовых почвенных, землеустроительных, мелиоративных, геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, инженерно-геологических, почвенно-экологических, геоботанических и других данных с использованием современных методов анализа, вычислительной техники, информационных ресурсов; составление карт, схем, профилей, разрезов, таблиц, графиков и другой установленной отчетности по утвержденным формам.
в) организационно-управленческая деятельность: подготовка полевого снаряжения и оборудования; участие в организации полевых работ, контроль за соблюдением техники безопасности; участие в оценочных почвенных работах, в составлении документов по управлению, оценке и использованию почвенных ресурсов.
г) проектная деятельность: подготовка сметной документации на проведение полевых почвенных работ; участие в проектировании полевых и лабораторных работ в области изучения почвенного покрова; участие в создании почвенных, почвенно-мелиоративных, почвенно-конструкторских, почвенно-ландшафтных проектов.

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 021900 Почвоведение включает: организации Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства федерального имущества, Госстроя России; академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с исследованием почв; почвенно-экологические, почвенно-ландшафтные, почвенно-мелиоративные, оценочные организации, проводящие работы по почвенному покрову, агрохимические, картографические и сельскохозяйственные организации различных форм собственности; организации, связанные с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника
Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 021900 Почвоведение являются: почвенный покров Земли, ландшафты, почвы и подстилающие породы, минералы, слагающие почву и почвообразующие породы; растения и почвенная биота, плодородие почв и его регулирование, почвенные и грунтовые воды, почвенные и земельные ресурсы, природные и техногенные процессы в почвенном и напочвенном покрове; охрана и восстановление почв, экологические и социально-экономические функции почвенного покрова.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника
Бакалавр по направлению подготовки 021900 Почвоведение готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская;
  • производственно-технологическая;
  • организационно-управленческая;
  • проектная,
  • педагогическая (в установленном порядке).
  2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 021900 Почвоведение должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
а) в научно-исследовательской деятельности:
уметь получать экспериментальные данные, а, следовательно, быть готовым к работе на экспериментальных установках, лабораторном оборудовании и приборах; полевом оборудовании и приборах;
уметь интерпретировать полученные данные при составлении разделов научно-технических отчетов, пояснительных записок; подготовке обзоров, аннотаций, составлении рефератов, пояснительных записок, аналитических обзоров и справок, при подготовке публикаций и составлении заявок на изобретения и открытия;
ориентироваться в библиографии по тематике проводимых исследований;
уметь доложить полученные результаты для участия в работе семинаров, научно-технических конференций, симпозиумов и т.д..
б) производственно-технологическая деятельность:
проведение полевых почвенных и почвенно-экологических наблюдений и измерений с использованием современных технических средств; составление первичной документации экспериментальных, фондовых, литературных и других данных, первичной обработки информации о почвенном покрове;
сбор, обработка, обобщение фондовых почвенных, землеустроительных, мелиоративных, геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, инженерно-геологических, почвенно-экологических, геоботанических и других данных с использованием современных методов анализа, вычислительной техники, информационных ресурсов;
составление карт, схем, профилей, разрезов, таблиц, графиков и другой установленной отчетности по утвержденным формам.
в) организационно-управленческая деятельность:
подготовка полевого снаряжения и оборудования;
организация полевых работ, контроль соблюдения техники безопасности; участие в оценочных почвенных работах, в составлении документов по управлению, оценке и использованию почвенных ресурсов.
 г) проектная деятельность:
подготовка сметной документации на проведение полевых почвенных работ;
проектирование полевых и лабораторных работ в области изучения почвенного покрова; создание почвенных, почвенно-мелиоративных, почвенно-конструкторских, почвенно-ландшафтных проектов.

3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения ООП ВПО по направлению подготовки 021900 Почвоведение

В результате освоения ООП бакалавриата по направлению подготовки 021900 Почвоведение выпускник должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными (ОК):

  • владеть современной культурой мышления, уметь обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути её достижения (ОК–1);
  • уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
  • уметь находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и быть готовым нести за них ответственность (ОК-4);
  • уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
  • использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, гуманитарных и экономических наук (ОК-6);
  • стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
  • уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-8);
  • понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 9);
  • уметь анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
  • понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
  • уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
  • владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);
  • владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 15);
  • быть способным использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности, иметь навыки культуры социальных отношений, вырабатывать в себе умение критически переосмысливать свой социальный опыт (ОК-16);
  • владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17).

профессиональными (ПК):
Для осуществления научно-исследовательской деятельности

  • знать основы теории формирования и рационального использования почв; быть способным эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование при выполнении научно-исследовательских полевых и лабораторных исследований в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиологии почв, охраны и рационального использования почв (ПК-1);
  • уметь применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-2);

Для осуществления производственно-технологической деятельности:

  • уметь применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов полевых исследований в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиология почв, охраны и рационального использования почв (ПК-3);
  • владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной информации в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиологии почв, охраны и рационального использования почв (ПК-4);
  • понимать, уметь излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты исследований почвенного покрова (ПК-5);
  • использовать специализированные знания в области почвоведения для освоения профильных дисциплин наук о почве (ПК-6);
  • применять специализированные знания фундаментальных разделов физики, химии, экологии для освоения физических, химических и экологических основ почвоведения (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-7);
  • использовать информационные средства на уровне пользователя, осваивать и использовать информационные технологии для решения задач в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиология почв, охраны и рационального использования почв (ПК-8).

Для осуществления организационно-управленческой деятельности:

  • владеть теоретическими основами организации и планирования работ по изучению почв (ПК-9);
  • применять на практике знание теоретических основ управления в сфере использования и охраны почвенного покрова (ПК-10);
  • уметь составлять научно-технические отчеты, аналитические обзоры, карты и пояснительные записки к ним (ПК-11);
  • иметь навыки культуры социальных отношений, уметь излагать теоретические основы почвоведения, вести и ассистировать лабораторные, полевые занятия по различным разделам почвоведения для студентов и слушателей (ПК-12);
  • уметь работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми, разъяснять и самостоятельно выполнять порученные задания (ПК-13)

Для осуществления проектной деятельности:

  • знать принципы составления проектов производственных работ по исследованию почв (ПК-14);
  • уметь пользоваться нормативными документами, определяющими стоимость проведения полевых, лабораторных, вычислительных и интерпретационных работ в области почвоведения, мелиорации, физики, химии, географии, биологии, экологии, эрозии почв, агрохимии и агрофизики, почвенно-ландшафтного проектирования, радиология почв, охраны и рационального использования почв (ПК-15).
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 021900 Почвоведение

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 021900 Почвоведение содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом бакалавра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

4.1. Календарный учебный график.

Календарный учебный график, в котором указана последовательность реализации ООП ВПО бакалавриата по направлению 021900 Почвоведение, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, а также каникулы, представлен в Приложении 1.

  4.2. Учебный план подготовки бакалавра

Учебный план подготовки бакалавра по направлению 021900 Почвоведение, составленный с учетом общих требований к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированных в разделе 7.1-7.13 ФГОС ВПО по направлению 021900 Почвоведение (бакалавриат), и отображающий логическую последовательность освоения циклов и разделов ООП ВПО по профилю «Управление земельными ресурсами», представлен в Приложении 2.
В учебном плане приведена логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП ВПО (дисциплин, практик), обеспечивающих формирование компетенций, указана общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах. Для каждой дисциплины и практики указаны формы промежуточной аттестации. ООП ВПО бакалавриата по направлению «Почвоведение» содержит дисциплины по выбору студентов в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по всем трем учебным циклам ООП.

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

В рабочих программах учебных дисциплин четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП ВПО бакалавриата «Управление земельными ресурсами». В Приложении 3 приведены рабочие программы всех учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору студента.

4.4. Программы учебной и производственной практик

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 021900 Почвоведение раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

4.4.1. Программы учебных практикПри реализации данной ООП предусматриваются следующие виды учебных практик: По геоботанике, по геологии, по геодезии, по почвоведению, по картографии и физике почв (Программы практик приведены в Приложении 4).Учебные практики проводятся на базе следующих структурных подразделений ЮФУ:
  • Ботанический сад ЮФУ
  • Учебно-опытное хозяйство ЮФУ «Недвиговка»
  • НИИ Биологии ЮФУ, Испытательная аналитическая лаборатория
  • НИИ ФОХ ЮФУ, Эколого-аналитический центр
  • Кафедра почвоведения и оценки земельных ресурсов ЮФУ

В соответствии со статьей 11, п.9 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» со следующими предприятиями, учреждениями и организациями заключены договоры о научно-техническом сотрудничестве:

  • Южный научный центр РАН
  • ГНУ ВНИИЗК им. И.Г. Калиненко (2010- 2014 г.г.)
  • ФГУ «Госсорткомиссия» (2010-2014 г.г.)
  • ФГОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет»
  • ФГОУ ВПО «Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия»
  • ФГУ Государственный центр Агрохимической службы «Ростовский» (п. Рассвет, Ростовская обл.), филиал кафедры
  • ООО «Южгипрозем», г. Ростов-на-Дону, филиал кафедры;
  • ООО «Центр судебных экспертиз по Южному округу», г Ростов-на-Дону;
  • ООО «Сармат», г Ростов-на-Дону;
  • ООО «Гольф&Кантри клуб «Дон»

Аттестация по итогам практики предназначена для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра к выполнению профессиональных задач, для контроля усвоения практических навыков, установленных основной образовательной программой бакалавра. Аттестационные испытания, входящие в состав учебной и производственной практик, полностью соответствуют основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения. Аттестация по итогам практики включает подготовку и сдачу отчета или его раздела и по результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.

4.4.2. Программа производственной практики
Программа производственной практики содержит формулировки целей и задач практики, вытекающих из целей ООП ВПО подготовки бакалавров по направлению 021900 Почвоведение, направленных на закрепление и углубление теоретической подготовки студентов, приобретение ими практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности.
Аттестация по итогам практик производится в виде защиты обучающимися выполненного индивидуального или группового задания и представления отчета, оформленного в соответствии с установленными правилами и требованиями. Программа производственной практики представлена в Приложении 5.

5.Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 021900 Почвоведение в Южном федеральном университете

Ресурное обеспечение формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата, определяемых ФГОС ВПО по направлению 021900 Почвоведение, с учетом рекомендаций ПрООП.

5.1 Кадровое обеспечение
Реализация ООП бакалавриата по направлению 021900 Почвоведение обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. В ЮФУ разработаны процедуры конкурсного отбора преподавательского состава, привлекаемого к учебному процессу: «Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников Государственного образовательного учреждения высшего профессионального, «Положение о порядке избрания соискателей на должность…». Эти правила и положения соответствуют государственным требованиям, доступны для внешней проверки, опубликованы на портале ЮФУ и приводятся в отчетах Управления кадров и кадровой политики ЮФУ. Преподавательскому составу ЮФУ предоставляются возможности повышения профессиональной квалификации.
В Приложении 6 дана характеристика привлекаемых к обучению педагогических кадров.
Подготовка бакалавров почвоведения осуществляется научно-педагогическими кадрами, имеющими учёные степени и звания, из них докторов наук –18%, кандидатов наук – 54%. Общий процент остепененности – 72,1%, что соответствует требованиям ФГОС ВПО (не менее 60 %).
Доля штатных преподавателей составляет 95 %.
Научными руководителями выпускной квалификационной работы являются высоко-квалифицированные специалисты, имеющие опыт научного руководства студентами и аспирантами.
Кадровое обеспечение соответствует требованиям ФГОС ВПО и лицензионным нормативам.

5.2 Учебно-методическое обеспечение

Основная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. В библиотеке университета по всем предметам предусмотренным ФГОС ВПО направления подготовки бакалавра по направлению 021900 Почвоведение имеется учебная, учебно-методическая и научная литература в количестве более 3000 единиц хранения. Из них до 70% имеют гриф Минобразования России, УМО и других ведомств, более 50% учебных пособий изданы в последние 10 лет, а более 70% учебно-методической литературы – в последние 5 лет.

Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам ООП. Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Университет обеспечивает возможность доступа каждого студента к новой учебной и монографической литературе по почвоведению. Обеспеченность учебной литературой по направлению подготовки составляет в среднем 1 экземпляр на двух студентов. Библиотечные фонды университета обеспечиваются научными периодическими изданиями России и зарубежных стран по профилю подготовки: реферативные журналы «Почвоведение», «Вестник Московского университета. Сер. 17 Почвоведение», «Агрохимия», «Мелиорация и водное хозяйство», «Лесоведение», «Вестник СПбГУ. Серия биология», «Soil Science», «Geoderma» и др.
Лекционные занятия по большинству дисциплин ведутся в мультимедийных аудиториях. Ряд практических и лабораторных работ по дисциплинам, связанным с использованием информационных технологий проводится в компьютерном классе кафедры почвоведения и оценки земельных ресурсов.
Университет обеспечивает свободный доступ студентам к ресурсам Интернет в читальном зале Зональной научной библиотеки и компьютерном классе кафедры к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам: LibNet, MedLine„PubMed, Google, Yandex, Rambler и др.
Фактическое учебно-методическое обеспечение по основным дисциплинам программы подготовки бакалавриата по направлению 021900 Почвоведение представлено в Приложении 7.

5.3 Материально-техническое обеспечение

Кафедра почвоведения и оценки земельных ресурсов Южного федерального университета располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Перечень материально-технического обеспечения кафедры почвоведения и оценки земельных ресурсов, обеспечивающей подготовку бакалавров по направлению 021900 Почвоведение включает в себя:
  • Почвенный музей им. С.А. Захарова, оснащенный мультимедийной доской, стационарными монолитами основных типов почв почвенно-климатических зон России, образцамиы для изучения морфологических свойств почв (к.306).
  • специализированную лабораторию земледелия и растениеводства (к.711), оснащенную наглядными пособиями (гербарий сорных растений, коллекция соцветий и семян культурных растений, коллекция семян сорных растений), мультимедийной техникой, видео и фотоматериалами;
  • учебно-научную лабораторию изучения физических свойств почв и грунтов. Оборудование - Лазерный анализатор дисперсности почв и грунтов (Laser-Particle Sizer Analysette 22 NanoTec) (к.310);
  • учебно-научную лабораторию управления земельными ресурсами, оснущенную оборудованием для выполнения лабораторных анализов химии почв: аналитические весы, сушильный шкаф, лаб. посуда, фотокалориметры (к. 705, к. 819);
  • учебно-научную лабораторию агрохимии. Оборудование - спектрометр рентгеновский кристалл дифракционный «Спектроскан МАКС-GV»; Инфракрасный анализатор ИнфраЛЮМ ФТ-10, экспресс-анализатор влажности почв и растительного материала и др.(к. 814);
  • учебную почвенно-агрохимическую лабораторию, оснащенную оборудованием для выполнения лабораторных анализов по физике, химии почв: аналитические весы, сушильный шкаф, муфельная печь, вытяжной шкаф, лабораторная посуда и др.;
  • учебно-научную лабораторию химии почв. Оборудование – атомно-адсорбционный спектрофотометр (к. 813);
  • компьютерный класс на 10 посадочных мест, имеющий доступ в Интернет, локальную сеть, программное обеспечение для цифровой картографии, электронную базу данных SoilMatrix, а также библиотеку электронных изданий и пособий. На компьютерах установлено лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение.
При использовании электронных изданий компьютерный класс кафедры и Зональной научной библиотеки обеспечивают каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Для изучения учебного материала, вынесенного на самостоятельное освоение, студенты пользуются рабочими программами, учебными пособиями, методическими разработками по отдельным дисциплинам, представленными в электронном варианте и находящимися на факультетском WWW-сервере, и университетском депозитарии электронных образовательных ресурсов.Материально-техническое обеспечении кафедры почвоведения и оценки земельных ресурсов представлено в Приложении 8.

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников

Социально-личностные компетенции являются важной составляющей профессионального развития, становления личности, творческой самореализации студента во всех сферах его деятельности. Данный феномен понимается как сложное системное образование, способствующее саморазвитию и самореализации личности, ее успешной жизнедеятельности в социальном взаимодействии и интегрирует личностные свойства, качества, способности студента – будущего специалиста в области его профессиональной деятельности.
Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами:
принцип гуманизации как приоритетный принцип образования, обеспечивающий личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию выпускника;
принцип фундаментализации, способствующий ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;
принцип компетентностного подхода, определяющий систему требований к
организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, и формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;
принцип социально-личностной подготовки, обеспечивающий формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;
принцип междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника.
В соответствии с вышеуказанными целями и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник по направлению подготовки 020400 "Биология” с квалификацией «бакалавр» в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности должен овладеть следующим набором социально-личностных и общекультурных компетенций:

  • понимание концепций современной философии, законов и методов научного мышления, принципов системного подхода к изучению процессов и явлений, а также умение использовать их в профессиональной деятельности;
  • знание основ психологии делового общения и умение применять их на практике;
  • знание современных концепций построения общества, основанного на знаниях, понимание значимости общегуманитарных ценностей, роли культуры, искусства, этики в современном мире, понимание тенденций развития российского общества;
  • владение иностранным языком в объеме, необходимом для международного сотрудничества в профессиональной деятельности, профессиональной коммуникации и межличностном общении;
  • знание основных разделов экономической теории и умение отображать их на практическую деятельность;
  • владение технологиями деловой коммуникации в профессиональной сфере.

Социокультурная среда биолого-почвенного факультета как и Южного федерального университета в целом, определяется, прежде всего, Уставом университета, внутренними нормативными актами, деятельностью студенческой профсоюзной организации, работой, которую проводит Союз студентов ЮФУ, Студенческий клуб ЮФУ, Спортивный клуб ЮФУ.
Основными направлениями работы студенческой профсоюзной организации является оказание правовой помощи, помощи при вселении в общежития, осуществление социальной защиты студентов, организация зимнего и летнего оздоровительного отдыха, поддержка научных обществ и студенческих проектов.
Основным документом, регламентирующим воспитательную деятельность студентов биолого-почвенного факультета является план воспитательной работы факультета, ежегодно утверждаемый на Совете факультета. В Приложении 9 представлен план воспитательной работы биолого-почвенного факультета на 2010-2011 уч. год.
Студентов биолого-почвенного факультета ЮФУ объединяют следующие основные студенческие общественные организации:

  • Студенческая профсоюзная организация
  • Союз студентов ЮФУ
  • Научно-образовательные кружки на кафедрах факультета

Внеучебная общекультурная деятельность студентов осуществляется в рамках следующих мероприятий:

  • Проведение студенческих вечеров «День первокурсника», «Студенческая весна» и др.
  • Работа студенческой театральной студии
  • Выпуск многотиражной студенческой газеты
  • Организация и ежегодное проведение «Умного отдыха» в Крыму на базе Никитского ботанического сада и НИИ юных морей
  • Выпуск стенгазет и фотоотчетов
  • Работа на субботниках по благоустройству учебного корпуса, «Ломоносовского сквера», на территории Ботанического сада ЮФУ
  • Участие в различных конкурсах, фестивалях, спартакиадах и других соревнованиях
  • Работа в школе вожатых педагогического отряда «Витамин роста»
  • Работа в научно-образовательных кружках

В настоящее время идет процесс формирования психолого-консультационной и специальной профилактической службы. На факультете функционирует медико-консультативная служба, работает «Школа молодой семьи». Значительную роль в данном вопросе играет институт прикрепленных преподавателей - кураторов студенческих групп.
Социально-бытовые условия студентов факультета обеспечиваются силами ректората, деканата, руководством студгородка, старостами в группах и общежитиях, прикрепленными преподавателями.
Студентам факультета оказывается единовременная материальная помощь, которая предоставляется, в первую очередь, студентам из малообеспеченных и/или многодетных семей, или имеющих одного или двух родителей – инвалидов 1-2 группы, студентам, нуждающимся в дорогостоящем лечении, в случае смерти близкого родственника, а также в случае свадьбы и рождении ребенка.
Все студенты социально незащищенной категории обеспечены общежитием.
За отличную учебу, активное участие в общественной, научной, культурно-массовой работе студенты получают материальные премии.
Кроме этого, деканат оказывает материальную поддержку студентам, участвующим в различных культурно - массовых, спортивных мероприятиях.
Вопросами будущего трудоустройства занимается Факультетский Центр занятости.

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 021900 Почвоведение

  • Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП магистратуры осуществляется в соответствии с Типовым положение о вузе, Уставом ЮФУ и локальными нормативными документами ЮФУ:
  • «Положение о курсовых, экзаменах и зачетах, о порядке отчисления и восстановления студентов, о порядке предоставления академических отпусков»;
  • «Положение о порядке проведения письменных экзаменов»;
  • «Положение о выпускных квалификационных работах»;
  • «Положение об организации образовательного процесса на основе кредитно-модульной рейтинговой технологии в Южном федеральном университете»;
  • «Положение об электронных образовательных ресурсах Южного федерального университета»;
  • «Положение об организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий в Южном федеральном университете»;
  • «Положение об академических консультантах (тьюторах) в Южном федеральном университете».
7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся, включают в себя:
1. электронный банк тестовых заданий
2. банк аттестационных тестов
3. комплекты заданий для самостоятельной работы
4. сборники проектных заданий
5. перечни тем рефератов
Виды и формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
В процессе обучения используются следующие виды контроля;
• устный опрос;
• письменные работы;
• контроль с помощью технических средств и информационных систем.
Каждый видов выделяется по способу выявления формируемых компетенций:
• в процессе беседы преподавателя и студента;
• в процессе создания и проверки письменных материалов;
• путем использования компьютерных программ, приборов, установок и т.п.
Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
Письменные работы позволяют экономить время преподавателя, проверить обоснованность оценки и уменьшить степень субъективного подхода к оценке подготовки студента, обусловленного его индивидуальными особенностями.
Использование информационных технологий и систем обеспечивает:
• быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении студентами контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий;
• возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения;
• формирования и накопления интегральных (рейтинговых) оценок достижений студентов по всем дисциплинам и модулям образовательной программы;
• привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами;
• возможность самоконтроля и мотивации студентов в процесс е самостоятельной работы.
Каждый из видов контроля осуществляется с помощью определенных форм (см. ниже), которые могут быть как одинаковыми для нескольких видов контроля (например, устный и письменный экзамен), так и специфическими. Соответственно, и в рамках некоторых форм контроля могут сочетаться несколько его видов (например, экзамен по дисциплине может включать как устные, так и письменные испытания).
Формы контроля:
• собеседование;
• коллоквиум;
• тест;
• контрольная работа;
• зачет;
• экзамен (по дисциплине, модулю, а также ИГА);
• лабораторная, работа;
• эссе и иные творческие работы;
• реферат;
• отчет (по практикам, научно-исследовательской работе студентов (НИРС);
• курсовая работа;
• выпускная квалификационная работа.
Определенные компетенции приобретаются в процессе проведения лабораторной работы, написания реферата, прохождения практики и т.п., а контроль над их формированием осуществляется в ходе проверки преподавателем результатов данных работ и выставления соответствующей оценки (отметки).
Формы письменного контроля
Письменные работы (ПР) могут включать:
• тесты (ПР-1),
• контрольные работы (ПР-2),
• эссе (ПР-3),
• рефераты (ПР-4),
• курсовые работы (ПР-5),
• научно-учебные отчеты по практикам (ПР-6),
• отчеты по НИРС (ПР-7
На основе требований ФГОС ВПО и рекомендаций ПрООП по направлению подготовки бакалавриата 021900 Почвоведение разработана матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств (Приложение 9)

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата.
Порядок проведения итоговой государственной аттестации определен в "Положении об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации", утвержденном Приказом Министерства образования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155, вступившем в действие с 1 сентября 2003 г.
Данное положение определяет, что:
"в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" … освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования".
"Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации" определяет, что "к видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений относятся:
защита выпускной квалификационной работы;
государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания, входящие в перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний, не могут быть заменены оценкой качества освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студента.
Согласно ФГОС итоговая государственная аттестация включает выпускную квалификационную работу, а также (по решению вуза) государственный экзамен. Порядок проведения итоговой государственной аттестации по направлению 012900 Почвовдение профиль «Упрвление земельными ресурсами» представлен в Приложении 10.
Государственный экзамен по профилю «Управление земельными ресурсами» направления подготовки 021900 «Почвоведение» является формой итоговой государственной аттестации выпускников бакалавриата. Государственный экзамен введен по решению Ученого совета университета. Форма и содержание государственного экзамена обеспечивают контроль уровня подготовки студентов для подтверждения их соответствия квалификационным признакам по компетенциям согласно ФГОС ВПО по направлению021900 «Почвоведение. Государственный экзамен имеет комплексный, междисциплинарный характер и проводится по программе, охватывающей широкий спектр фундаментальных вопросов по базовым дисциплинам в соответствии с ООП ВПО бакалавриата «Управление земельными ресурсами». Программа для подготовки к государственному экзамену представлена в Приложении 11.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра представляет собой комплексную квалификационную, учебно-исследовательскую или учебно-проектную работу, в которой решается конкретная задача в избранной им области почвоведения и преследующая цель приобретение им навыков экспериментальной работы. Выпускная квалификационная работа подводит итоги теоретической и практической подготовки обучающегося и характеризует его подготовленность к предстоящей профессиональной деятельности.
ВКР – это самостоятельная работа студента, выполняемая под руководством опытного преподавателя, в которой демонстрируется:

  • умение собирать и анализировать первичную экспериментальную, полевую, статистическую и иную информацию;
  • понимание основных почвенных процессов и закономерностей;
  • умение применять современные методы исследований;
  • способность определять актуальность целей и задач и практическую значимость исследований;
  • проведение анализа результатов и методического опыта исследования применительно к общей фундаментальной проблеме в избранной области.

ВКР может представлять собой реферативную работу и/или экспериментальное исследование, разработку и совершенствование методик, разработку технологических проектов и др.
Тема ВКР определяется кафедрой в соответствии с разрабатываемой тематикой. Работа должна содержать иллюстрированный материал, список литературных источников, включая зарубежные, и работы последних лет. Кроме того, тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач, связанных с:
оценкой антропогенного воздействия;
определением критериев состояния и изменения объекта исследования;
классификацией объектов исследования;
определением технических заданий проектирования объектов;
контролем выполнения нормативных требований;
экспертной оценкой;
экологической экспертизой;
экологическим аудитом;
разработкой методов исследования;
обработкой и анализом получаемой производственной информации, обобщением и систематизацией результатов производственных работ с использованием современной техники и технологии;
проверкой допустимой области использования рекомендуемых методов;
разработкой нормативных методических и производственных документов.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения, знать содержание профессиональной литературы в выбранной области исследования, в том числе зарубежную информацию по теме работы, а также российские нормативные документы в области природопользования, оценивать степень достоверности фактов, гипотез, выводов.
При оценке защиты учитывается умение четко и логично излагать свои представления, вести аргументированную дискуссию, представлять место полученных результатов в общем ходе исследования избранной научной проблемы.
Защита выпускной квалификационной работы проводится на заседании Государственной аттестационной комиссии.

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся
  • В Южном федеральном университете разработана, внедрена и сертифицирована система менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2008, с учетом Типовой модели системы качества образовательного учреждения (СКОУ) и рекомендациями IWA2:2007.
    • инструкция и информационная карта процесса «Управление образовательной средой»;
    • инструкция и информационная карта процесса «Воспитательная и внеучебная работа с обучающимися»;
    • инструкция и информационная карта процесса «Реализация основных образовательных программ»;
    • инструкция и информационная карта процесса «Проектирование и разработка образовательных программ ВПО» и др.
    • В целях оценки качества образовательных услуг университетом проводится мониторинг и систематические самообследования, регламентированные следующими внутренними нормативными документами:
    • - Положение о консолидированном рейтинге факультетов ЮФУ;
    • - Положение о мониторинге оценки качества образовательных услуг участниками образовательного процесса ЮФУ и работодателями.
    • состояние материально-технической базы,
    • качество профессорско-преподавательского состава,
    • научно-методическая обеспеченность учебного заведения,
    • сведения о карьерном росте выпускников и их востребованности на рынке труда.
  • В ЮФУ в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2008 разработана Политика в области качества, гарантирующая качество предоставляемых образовательных услуг и научно-исследовательских разработок. Также разработано и утверждено более 70 документов системы менеджмента качества, в том числе: положения, документированные процедуры, информационные карты процессов, инструкции. В частности, в области обеспечения качества подготовки специалистов университет в целом и биолого-почвенный факультет (кафедра почвоведения и оценки земельных ресурсов) в частности руководствуются следующими документами системы менеджмента качества: В ходе самообследования ЮФУ проверяет себя по множеству критериев: Методическими материалами, обеспечивающими качество подготовки обучающихся служат паспорта компетенций для всех обязательных компетенций из ФГОС ВПО, включающие определение компетенций, ее структуру, уровни ее сформированности в вузе по окончании освоения ООП, признаки (дискрипторы) уровней сформированности компетенций, разработанные на основе ФГОС ВПО и утвержденные на учебно-методическом совете факультета.
  • Для эффективности управления качеством научно-образовательной деятельности в ЮФУ имеются различные информационные системы (ИИК, Incampus и т.д.).
  • Применение данных инструментариев позволяет описать систему внешней оценки качества реализации ООП с учетом и анализом мнений работодателей, выпускников вуза и других субъектов образовательного процесса.
Обновлено ( 20.02.2012 16:57 )  


Свои вопросы Вы можете задать в группе



 ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
344006 г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105

 Серегин Андрей Викторович

ответственный секретарь приёмной комиссии ЮФУ
zpk@sfedu.ru
(863) 237-03-70

 ул. Мильчакова, 8 а (с 20 июня по 10 августа)