Главная Учебная работа студентов очно-заочного отделения
Учебная работа студентов очно-заочного отделения PDF Печать E-mail
В системе очно-заочного образования учебный процесс состоит из двух основных звеньев: очные занятия на сессиях и самостоятельная работа в межсессионный период. Это два звена одной цепи полноценного очно-заочного обучения.
Исходным моментом организации самостоятельной работы студента-заочника являются занятия на установочной сессии после зачисления. В эту сессию студент заочник знакомится с учебным планом, программами по учебным дисциплинам, которые предстоит ему изучить для получения образования по избранной специальности, с методами их изучения, получает методические рекомендации по организации умственного труда, методам самостоятельной работы, а также основы знаний по источниковедению, библиографии и библиотековедению и специальные рекомендации факультета.
Самостоятельную работу рекомендуется начинать со следующего: прослушать установочные лекции, получить задания по самостоятельной работе, планы семинарских занятий, тематику контрольных и курсовых работ и ознакомиться с рекомендованной литературой, учебным планом.
 
В процессе самостоятельной работы необходимо учитывать следующее:
1. Заниматься надо регулярно, систематически. Регулярная, целенаправленная работа повышает культуру студентов, сокращает время на освоение учебного материала.
2. Перед тем, как приступить к изучению нового материала, рекомендуется прочитать конспекты лекций.
3. Не оставлять для себя в процессе изучения материала непонятных слов, определений, категорий, приучаться пользоваться, читая научную литературу, словарями, справочниками.
4. Контролировать самому, насколько понят и усвоен материал.
5. Необходимо учиться делать записи, составлять конспекты.

Установочные лекции имеют своей целью познакомить студента с предметом и системой построения каждой учебной дисциплины и методом ее изучения, в них даются методические указания и установки к самостоятельному изучению предметов. Обращается внимание па наиболее важные и трудные для изучения разделы курса, рекомендуется основная и дополнительная литература. Они ориентируют студента на подготовку к семинарским и лабораторным занятиям. Некоторые темы курсов могут быть полностью изложены в установочных лекциях.
 
Проблемная лекция предполагает освещение узловых, наиболее сложных вопросов темы с анализом литературных источников, а также различных суждений отечественных и зарубежных ученых.
В обзорных лекциях дается научное обобщение курса путем освещения узловых проблем на основе всей изученной студентами литературы в процессе их самостоятельной работы. Обзорные лекции знакомят студентов с последними результатами научных исследований в данной области науки, помогают им систематизировать и углубить знание предмета.
Студенты должны знать, что установочные и обзорные лекции охватывают далеко не весь объем курса, что они, являясь важнейшей формой обучения, подготавливают к полному и всестороннему усвоению курса только при систематической и добросовестной самостоятельной работе над обязательной и дополнительной литературой.
Конспект лекции - сокращенная ее запись, в которой необходимо выделить ее основное содержание. Конспектировать лекцию рекомендуется в тетради таким образом, чтобы на одной стороне развернутого листа был конспект лекции, а на другой стороне в процессе самостоятельной работы записываются дополнительные сведения из учебника, монографической и специальной литературы.
Семинарские, практические занятия закрепляют теоретические занятия студентов путем более глубокого изучения источников и специальной литературы, прививают студентам навыки применения теоретических положений при решении практических задач. На старших курсах учебными планами предусматривается проведение специальных семинаров, на которых студенты выступают с заранее подготовленными докладами по определенной тематике с последующим их обсуждением.
В учебном процессе различают два вида консультаций: групповые и индивидуальные. Групповые консультации проводятся перед экзаменами и являются завершающим этапом изучения учебной дисциплины и в подготовки к сдаче экзамена; индивидуальные консультации проводятся в течение всего учебного года по кафедральному расписанию, составленному максимально удобно для студентов-заочников, т.е. в вечернее время и по субботам.
Особенно эффективны групповые консультации перед домашними контрольными заданиями, на которых преподаватель может:
  • дать конкретные советы по предупреждению типичных ошибок;
  • рассказать о новинках научной литературы по проблеме;
  • показать образцы оформления контрольных работ по своему предмету;
  • наконец, вызвать интерес к заданию, настроить на его выполнение.
Правильная методика групповой консультации способна привлечь студентов к преподавателю, реализовать ожидания консультирующихся, поднять дисциплину и ответственность в группе.
Весьма эффективной формой руководства самостоятельной работой студентов-заочников является индивидуальная очная консультация. Ее назначение - в помощи студентам, испытывающим затруднения в решении задач, в восприятии и понимании наиболее сложных вопросов и проблем курса, в выборе методики самостоятельного исследования и т.п.
Преподаватель в ходе индивидуальной очной консультации, когда в этом есть необходимость, имеет возможность:
дополнить и развить знания по изучаемым темам;
подсказать пути рациональной организации самостоятельной работы;
показать способы систематизации добытой студентом информации.
Лабораторные занятия служат связующим звеном между теорией и практикой. Они позволяют углублять и закреплять теоретические знания студентов, проверять научно-теоретические положения экспериментальным путем, знакомиться с оборудованием, приборами и материалами, изучать на практике методы научных исследований.
На старших курсах учебными планами также предусмотрено проведение педагогической практики (факультеты, ведущие подготовку учителей) и производственной практики. Их целью является закрепление полученных теоретических знаний на основе глубокого изучения опыта работы соответствующей специальности студента учреждения, организации.
Сроки и содержание практики определяются учебными планами и программами.
Учебным планом заочного отделения предусматриваются различные виды письменных работ (контрольные, курсовые, доклады на спецсеминарах и т.п.). Перечень письменных работ, сроки их выполнения и представления на проверку определяются учебными планами и графиками.
Основное назначение курсовых работ 1-2 курсов заключается в том, чтобы углубить знания студента по избранной теме, развить его навыки самостоятельной исследовательской работы, его аналитические способности, научить студента излагать свои мысли логически стройно, грамотно и лаконично. Курсовые работы 3-5 курса должны подготовить студента к выполнению дипломного проекта, к которому, естественно, предъявляются более высокие требования.
В качестве курсовой работы может быть зачтен доклад на НСК, НСО, "Неделе науки", оформленный в курсовую работу. Тематика курсовых и дипломных работ может быть взаимоувязана с потребностями производства по месту работы студента или с местной тематикой.
 
Срок рецензирования курсовых работ - 7-10 дней. Отрецензированные письменные работы подлежат защите в ходе сессии (например, на спецсеминаре и т.д.).
Курсовые работы должны быть сданы на проверку своевременно; в период сессии письменные работы на проверку не принимаются, студент не допускается к сдаче соответствующего зачета или экзамена.
На старших курсах студенты распределяются по кафедрам факультетов для более узкой специализации в избранной профессии. Специализация осуществляется в форме спецкурсов, спецсеминаров, курсовых и дипломной работы, различных практик. Специализация может сопровождаться прослушиванием факультативных дисциплин, более углубленной языковой подготовкой и т.д. По окончании вуза специализация отражается в приложении к диплому.
В межсессионный период на заочном отделении работает учебно-консультационный пункт, в расписание которого вносятся учебные занятия, консультации, защита контрольных работ и досрочная сдача зачетов и экзаменов. Посещение занятий УКП для местных студентов является обязательным, иногородние студенты могут посещать занятия УКП по собственному желанию.
В процессе обучения студент посещает научную библиотеку ЮФУ, в связи с чем ему необходимо знать основные правила пользования библиотекой.
В соответствии с "Положением о Зональной научной библиотеке" в случае нарушения правил пользования библиотекой читатели лишаются возможности пользования ее фондом на срок от 1 до 6 месяцев.
К нарушениям правил пользования библиотекой относятся: вынос литературы без оформления, несвоевременный возврат книг, их утрата или порча. В этих случаях производится денежная компенсация по рыночной стоимости, замена книги на равноценную или восстановление издания с учетом переплета.
В силу ряда причин научная библиотека ЮФУ не может полностью обеспечивать студентов учебниками, учебными пособиями и другой необходимой литературой, поэтому студенту рекомендуется заказывать литературу по тематическим планам издательств, формировать собственную профессиональную библиотеку, которая будет необходима в процессе самостоятельной работы после завершения процесса обучения.
В случае отсутствия необходимой литературы в научной библиотеке ЮФУ студент может воспользоваться услугами межбиблиотечного абонемента. Научная библиотека ЮФУ не высылает литературу по почте, студент должен получать литературу в период сессии или в межсессионный период лично. В помощь студентам учебно-методические пособия выставлены на сайте ЮФУ в интернете по адресу: http://open-edu.rsu.ru/.