Академия биологии и биотехнологии. Южный федеральный университет

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Новости
Новости

Международный Евразийский Конгресс почвоведов «Почвоведение в Международный год почв 2015», 19-23 октября 2015 в г. Сочи

Проф. кафедры почвоведения и оценки земельных ресурсов Минкина Татьяна Михайловна и к.б.н. Сушкова Светлана Николаевна приняли участие в работе Международного Евразийского Конгресса почвоведов «Почвоведение в Международный год почв 2015», который прошел 19-23 октября 2015 в г. Сочи, г. Россия. Конгресс был организован Евразийской Федерацией общества почвоведов, Российским обществом почвоведов имени В.В. Докучаева и факультетом почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. Конгресс был посвящен декларированному в 2015 году Генеральной Ассамблеей ООН «Международному году почв». На Конгрессе обсуждались вопросы развития наук о почве, современные проблемы почвоведения и вызовы времени.


 

21 декабря 2015 года прошло Расширенное заседание Ростовского отделения Общества почвоведов им. В. В. Докучаева

21 декабря 2015 года прошло Расширенное заседание Ростовского отделения Общества почвоведов им. В. В. Докучаева, посвященное Международному году почв. На заседании присутствовали студенты, школьники, выпускники прошлых лет. Открыла заседание завкафедрой почоведения и оценки земельных ресурсов профессор Т.М.Минкина. Основной доклад о целях и задачах, которые решал Международный год почв, сделала председатель Ростовского отделения профессор О.С.Безуглова. Доцент О.М. Голозубов рассказал о вкладе кафедры в создание  национального датацентра, и о своем участии в заседании технических экспертов секции 4 (ФАО) - создание глобальной почвенной  информационной системы, проходившей в Риме в начале декабря 2015 г. Выпускники прошлых лет О.Г.Назаренко, д.б.н., профессор, директор Агрохимцентра "Ростовский" и А.А.Курносов, к.б.н., главный специалист компании BASF, рассказали о перспективах трудоустройства выпускников. Закончилось выступление флеш-мобом, которое подготовили студенты кафедры и викториной для школьников. Ее провела доцент кафедры Л.Ю. Гончарова. Итоги викторины были подведены сразу, школьники остались довольны наградами.
Фоторепортаж:

Перед заседанием. За первым столом - гости из Канады.



Приветственное слово Т.М.Минкина



Зал был полон



Выступает О.М.Голозубов



С большим интересом слушали О.Г.Назаренко



А.А.Курносов, выпускник 1999 года, рассказал как помогают ему в работе знания, полученные когда-то на кафедре

Обновлено ( 07.01.2016 23:34 )
 

МЕРОПРИЯТИЯ НЕДЕЛИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ, направление «ПОЧВОВЕДЕНИЕ»

     


   


Мероприятия

Аннотация мероприятий НАМ

(цели и задачи, ведущие и участники  мероприятий, приглашенные лекторы, работодатели, целевая аудитория: курс, направление подготовки, специальность, уровень подготовки, актуальность)

1.

Открытая лекция доктора биологических наук профессора О.С. Безугловой «Почва, ее место и роль в природе и в социуме»

Лекция рассчитана на один астрономический час. Целевая аудитория – школьники, студенты-первокурсники

2.

Презентация магистерской программы

 «Управление и оценка земельных ресурсов»

Руководитель программы доктор биологических наук профессор Т. М. Минкина

Цели и задачи: Ознакомление студентов с магистерской программой «Управление и оценка земельных ресурсов», которая имеет цель подготовки профессионалов высокого уровня в сферах, связанных с управлением земельными ресурсами и рациональным использованием почв и почвенного покрова. В процессе обучения у магистрантов формируются общекультурные и профессиональные компетенции в научно-исследовательской, организационно-управленческой и проектной видах деятельности.

Ведущие и участники мероприятия: Руководитель программы доктор биологических наук профессор Т. М. Минкина, асс. Замулина И.В.

Целевая аудитория: студенты 3-5 курсов (бакалавры и специалисты). Направление подготовки: Химия, Геология, География, Экология и природопользование, Биология, Почвоведение, Землеустройство и кадастры. Специальности: Прикладная геология

Актуальность:  На юге России Южный федеральный университета является единственным учреждением, предлагающим магистерскую подготовку по направлению «Почвоведение». Привлекательность магистерской программы «Управление и оценка земельным ресурсов» обоснована современной направленностью, активным содействием выпускникам в дальнейшей профессиональной деятельности, развитием международного сотрудничества. Данная программа получила международное признание: немецкий институт аккредитации, сертификации и обеспечения качества ACQUIN дал положительное заключение об аккредитации до 2017 г с правом последующего продления. Магистры данной программы слушают уникальный набор дисциплин, разработанный в соответствии с потребностями региона, перспективных направлений науки.

На презентации магистерской программе «Управление и оценка земельных ресурсов можно получить подробную и более исчерпывающую информацию об учебно-методическом, кадровом, материально-техническом обеспечении, международной деятельности и связях.

3.

«Введение в проектную деятельность», профессор О.А. Бирюкова

Цель дисциплины - формирование проектного мышления у студентов и освоение базовых принципов проектной деятельности.

 В результате успешного освоения дисциплины студенты смогут научиться: 1.Применять теоретические знания об основах проектной деятельности; 2. Определять проблему, её актуальность и противоречия, на разрешение которых направлен проект 3. Использовать методы коллективной генерации идей; эффективно взаимодействовать с членами команды в процессе работы над проектом. 4.Ставить цели, определять задачи, планировать ожидаемый результат от реализации проекта. 5. Планировать деятельность, ресурсы, необходимые для реализации проекта, оценивать риски. 6. Использовать современные программные средства работы над проектом в сети Интернет. 7. Оформлять и представлять собственные проекты на публике.

Целевая аудитория –  студенты 1 курса,  направление подготовки -06.03.02 Почвоведение

4.

Презентация проектов по бакалавриату


4.1.

Оценка качества и химического состава плодов и овощей (на примере продукции рынков и супермаркетов г. Ростова-на-Дону) -  проф. Бирюкова О.А.


Одним из важнейших направлений национальной безопас­ности любого государства является качество жизни населения, которое на­прямую связано с безопасностью его питания. Необходимость увеличения доли экологически чистой, сбалансированной  по химическому составу  продукции в об­щем ее производстве, декларируется в настоящее время  на правительственном уровне. Получение высококачественной растительной продукции осложняется широким распространением деградационных изменений почв, снижением уровня применения удобрений и загрязнением окружающей среды. В последние десятилетия основное внимание агрохимиков и  экологов было обращено на изучение вопросов загрязнения тяжелыми металлами почв и растительной продукции. Не менее важной, чем опасность избыточного поступления тяжелых металлов в рационы питания животных и человека, вновь оказалась проблема дефицита биологически необходимых микроэлементов. Сегодня в России примерно 40% населения страны испытывают недостаток не только белка, но и кальция, и микроэлементов, прежде всего цинка, меди, йода. Поэтому требуется постоянный мониторинг качества растительной продукции.

 Цель проекта – формирование представлений, теоретических знаний, практических умений и навыков по научным основам оценки качества, потребительских свойств плодов и овощей.

Целевая аудитория –  студенты 1 курса,  направление подготовки -06.03.02 Почвоведение

4.2.

Экологический контроль почв вокруг промышленных предприятий – проф. Минкина Т.М.


Существование и дальнейшее развитие человечества невозможно без промышленности: добычи полезных ископаемых, производства и энергетики. Однако деятельность промышленных предприятий сопровождается загрязнением окружающей среды, разрушением естественных экосистем. Выбросы промышленных предприятия приводит к накоплению органических и неорганических поллютантов в объектах окружающей среды: воздухе, воде, почве и донных отложениях. В результате этого химические вещества в неограниченных количествах поступают в живые организмы: растения, животных и человека, что приводит к отравлениям, мутациям, а зачастую и к гибели живых организмов.

Почвы являются главным аккумулирующим и депонирующим элементом экосистемы, кроме того загрязненные почвы могут являться источником вторичного загрязнения для сопредельных сред. По этим причинам изучение загрязнения почв и экологический контроль почв вокруг промышленных предприятий является одной из важнейших задач в области охраны окружающей среде.

Цель проекта - Формирование у студентов понимания роли почвенного покрова в жизнедеятельности и развитии естественных и антропогенноизмененных экосистем, в защите биосферы от  последствий техногенных воздействий, выработка навыков творческого подхода к решению конкретной научной задачи.

Ознакомление студентов с экспедиционными работами, с методами мониторинговых обследований территорий, методами отбора почв, методами пробоподготовки и анализа почв.

Целевая аудитория –  студенты 1 курса,  направление подготовки -06.03.02 Почвоведение

4.3.

Роль почвенного покрова в условиях города - проф. Безуглова О.С.


Урбанизация – одна из основных социально-экономических проблем нашего времени. Связанная со стремительным ростом городов и городского населения, она охватила достаточно большие площади. В промышленно развитых странах более 75% составляет городское население. Поэтому комплексная оценка экологического состояния города или его отдельных районов является актуальной задачей на современном этапе развития науки. Почвы, функционирующие в окружающей среде городов и являющиеся важным фактором их экологического состояния, отличаются повышенной гетерогенностью и гетерохронностью сложения и свойств. Это обуславливает необходимость разработки особых подходов  к проблемам систематики и инвентаризации таких почв, а также изучения особенностей их экологических функций.

 Цель проекта:  формирование у студентов  понимания  роли почвенного покрова в условиях города и техногенных процессов в преобразовании биосферы, а также выработка навыков творческого подхода к решению конкретной научной задачи.

Целевая аудитория –  студенты 1 курса,  направление подготовки -06.03.02 Почвоведение

4.4.

Особенности возделывания культур в условиях закрытого грунта –  Кравцова Н.Е.


Цель проекта: знакомство студентов с приемами возделывания культур на защищенном грунте.


Задачи: изучение биологических основ овощеводства, закономерностей роста и развития культурных растений в условиях защищенного грунта; освоение современных способов производства рассады; освоение современных технологий выращивания овощей в открытом и защищенном грунте.


В рамках проекта «Особенности возделывания культур в условиях закрытого грунта» предусмотрена экскурсия в тепличный комплекс ООО «АПК XXI ВЕК»  (с. Самарское), мастер-класс экспертов и специалистов тепличного комплекса.

Целевая аудитория –  студенты 1 курса,  направление подготовки -06.03.02 Почвоведение

4.5.

Морфологические свойства почв – Морозов И.В.


Морфология почв – базовый раздел общего почвоведения, изучающий функциональные взаимосвязи между внутренними процессами, режимами, составом и свойствами почв и внешними (морфологическими) признаками почв.

Морфология почв – это концентрированное отражение ее гене­зиса, истории ее развития. В морфологических признаках почвы, в строении ее профиля отражаются те процессы, под влиянием которых материнская горная порода с течением времени превращается в почву. Это одно из проявлений всеобщего закона единства формы и содержания, вскрытого материали­стической диалектикой.

Детальное исследование морфологических свойств почв дает ключ к познанию истории их формирования и эволюции, служит основой научных концепций генезиса почв. На основании исследования морфологии почв можно получить обоснованные представления и об их составе, о химизме протекающих в почве процессов, о тех режимах, под воздействием которых развивается почвообразование.

Цель проекта – заложить основы системного восприятия почвы и почвенного покрова как природного тела, в т.ч. как неотъемлемого элемента ландшафта, сформировать представления о причинах пространственно-временной неоднородности почв.

 Целевая аудитория –  студенты 1 курса,  направление подготовки -06.03.02 Почвоведение

4.6.

No-till  - особая культура взаимодействия с окружающей средой – Бирюкова О.А., Литвинов Ю.А.

 

Почва является одним из основных природных ресурсов. Качество почвы зависит  от комплексного воздействия на свойства, определяющие ее устойчивость и урожайность сельскохозяйственных культур.  Использование высокотехногенной традиционной технологии показало свои негативные последействия в плане нарушения природного строения почвы и ее деградации.

В  последние  годы  минимизация  почвообработки  рассматривается  как одно  из  важнейших  условий  экологизации  земледелия России.

      Цель проекта – знакомство с современными технологиями возделывания полевых культур; формирование системных знаний по научным основам  нулевой технологии, обеспечивающей направление почвообразовательного процесса в его естественное природное состояние; освоение методов экспедиционной работы и экспериментальных исследований.

Целевая аудитория –  студенты 1 курса,  направление подготовки -06.03.02 Почвоведение

5.

Экскурсия в Ботанический сад Академии биологии и биотехнологии ЮФУ – асс. Ю.А. Литвинов

 Ботанический сад ЮФУ уникальное подразделение университета. В оранжереях Ботанического сада и в открытом грунте произрастает свыше 5000 видов деревьев, кустарников и травянистых растений, в том числе в оранжерее тропических и субтропических растений в коллекции флоры Африки, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, Австралии собрано почти 1600 видов растений. Экскурсия по Ботаническому саду ЮФУ позволит студентам 1 курса более близко познакомится с коллекция редких видов растений, а также растительным и почвенным покровом степной зоны Ростовской области. На примере территории Ботанического сада ЮФУ студенты познакомятся с некоторыми аспектами проведения почвенно-картографических работ - топографической и почвенной съемкой.

Цель экскурсии познакомить студентов 1 курса кафедры почвоведения и оценки земельных ресурсов  с Ботаническим садом ЮФУ: структурой, лабораторным комплексом,  коллекциями субтропических и тропических растений, а также с его почвенным и растительным покровом.

В задачи экскурсии входит:

1. посещение административного и лабораторного комплекса Ботанического сада ЮФУ;

2. посещение оранжереи Ботанического сада ЮФУ.

3. Описание почвенного разреза на территории Ботанического сада ЮФУ;

4. знакомство с некоторыми аспектами топографической и почвенной съемки на примере территории Ботанического сада ЮФУ.

Целевая аудитория: 1 курс кафедры почвоведения и оценки земельных ресурсов Академии биологии и биотехнологии им. Д.И.Ивановского ЮФУ.

6.

Презентация компаний –работодателей:

М.А. Кобцева, ведущий агрохимик испытательного центра Россельхознадзора

 

Проведение мультимедийной презентации с использованием фирменного стиля компании.
В презентации будет отражена следующая информация:
· краткая история компании; 
· обзор направлений деятельности компании;
· кадровая политика;
· этапы отбора сотрудников на вакантные должности;
· требования к кандидатам;
· практики, стажировки молодых специалистов.

 

Целевая аудитория –  студенты 1 курса,  направление подготовки -06.03.02 Почвоведение.

Студенты будут знать уже на начальном этапе своего обучения в вузе, что от них хотят работодатели, у них будет возможность развивать в себе необходимые компетенции,  обучаться практическим знаниям, умениям и навыкам в соответствующих предметных областях, проверять уровень владения компетенциями и предметными областями, и, наконец, получить разносторонний он-лайн-контакт с работодателем.

7.

Презентация проектов по магистратурке


7.1.

Оценка современных  агротехнологий повышения урожайности и качества сельскохозяйственных культур в условиях юга России: профессор

д.с.-х.н.  Бирюкова О.А.. доцент к.б.н. Кравцова Н.Е.

Управление агроландшафтами, их продукционной, средообразующей и природоохранной функциями является важнейшей государственной задачей в целях обеспечения продуктивного долголетия сельскохозяйственных земель России, самой основы, производственного базиса агропромышленного комплекса. Оно необходимо для сохранения и воспроизводства среды обитания человека и животных. Решение этой проблемы − ключевое звено в обеспечении продовольственной безопасности страны. Для этого требуются дополнительные знания и умения, которыми должны владеть специалисты в области почвоведения и рационального использования почв.

В связи с этим необходимо подготовить студентов к самостоятельной организации работ по современным технологиям выращивания устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур высокого качества. Научить их квалифицированно оценивать характер, направленность и последствия влияния конкретной хозяйственной деятельности на природу и агроэкосистемы.

Цель проекта – формирование системного мировоззрения, представлений, теоретических знаний, практических умений и навыков по научным основам, методам и способам разработки, оценки, освоения современных агротехнологий с использованием отечественного и зарубежного опыта; углубленное освоение студентами вопросов, связанных с ролью агрохимических средств в повышении продовольственной безопасности государства.

Целевая аудитория 1 курс магистратуры, направление подготовки - 06.04.02 Почвоведение.

7.2.

Современные проблемы физической и химической деградации почв степной и сухостепной зон юга России: профессор д.б.н. Минкина Т.М., профессор д.б.н.  Безуглова О.С., доцент к.с.-х. н. Гончарова Л.Ю.

Антропогенная деградация биосферы — это такие нарушения структуры и функционирования биосферы под влиянием деятельности человека, которые ведут к ослаблению или невозможности выполнения ее глобальной функции — сохранения жизни на планете. Антропогенная деградация почв — это необратимые антропогенные изменения физических, химических, биологических свойств почв, которые ведут к невозможности выполнения в полной мере почвами их экологических функций. Так как функции почв уникальны, антропогенная деградация почв ведет к частичной деградации биосферы.


Для сохранения жизни на планете необходимо сохранение почв путем разработки новых технологий, которые обеспечивали бы как экономический и социальный статус общества, так и улучшение состояния окружающей среды. Отсюда актуальность научного обеспечения решения этой важнейшей задачи современности.


В России прослеживается зональность в распространении разных видов деградации почв. Если на юге, в том числе и в Ростовской области, значительное проявление получили процессы опустынивания почв,  то повсеместно развиваются такие деградационные явления, как дегумификация, истощение и эрозия почв, распространено загрязнение почв токсикантами, преимущественно промышленного происхождения (тяжелые металлы, нефть и нефтепродукты). Именно поэтому магистрантам предлагаются темы, призванные внести вклад в решение этих проблем.


Цель проекта:  формирование у студентов магистерской подготовки навыков научной работы в выбранном направлении (ведение мониторинговых исследований по конкретной тематике, оценка масштабов проявления того или иного вида деградации, а также разработка приемов восстановления деградированных  почв).

Целевая аудитория 1 курс магистратуры, направление подготовки - 06.04.02 Почвоведение.

7.3.

Методические особенности изучения физических и физико-химических свойств почв: профессор д.б.н. Крыщенко В.С., доцент к.б.н. Морозов И.В.

Целевая аудитория 1 курс магистратуры, направление подготовки - 06.04.02 Почвоведение.


Обновлено ( 13.11.2015 15:16 )
 

Чтобы царь не обеднел. Чернозему тоже нужно помогать.

Интервью грантополучателя РНФ Евгения Шеина газете "Поиск".
Фото из архивов Е.Шеина

Как-то под Воронежем увидел непривычную картину: совершенно черный проселок. А когда пошел по нему, ноги стали разъезжаться: такой он оказался скользкий и вязкий. Припомнилась эта картина, когда с доктором биологических наук Евгением Шеиным, ведущим научным сотрудником Почвенного института им. В.В.Докучаева, заговорил о черноземе, возможностях сохранения и восстановления его плодородия.

- Вы встретились с типичным, я бы сказал, классическим русским черноземом, - отреагировал на мои воспоминания Евгений Викторович. - Пожалуй, только Россия да Украина владеют огромными площадями этих ценнейших земель, в которых глубина гумусового (черного цвета) слоя достигает более метра. Черноземы есть и в Америке, и в Европе, но лишь на ограниченных площадях. Они не столь мощные и не обладают высоким содержанием почвенного органического вещества (гумуса). А у нас эти уникальные почвы занимают тысячи гектаров, протянувшихся по Центрально-черноземному району, Кубани, частично Северному Кавказу, Сибири.

- Так кто такой Его Величество Чернозем?

- Царь почв - так его назвал основатель почвоведения Василий Васильевич Докучаев. Уникальность чернозема в наличии в нем гумуса - сложного органического вещества, состоящего в основном из углерода, азота, водорода и множества сорбированных минеральных веществ. Ими он и питает растения. Термодинамическая устойчивая смесь органических веществ формируется почвенной биотой и, по-видимому, не имеет своей устойчивой формулы. Черноземы иногда содержат до 12 процентов гумуса (их называют “тучными”) - это очень много. Потому так высока урожайность этих высокопроизводительных почв, никакие другие даже в сравнение с ними не идут. В Курской области, например, развитые хозяйства, соблюдающие требования агротехники, собирают примерно 40-45 центнеров зерновых с гектара. А на обычных, широко распространенных подзолистых почвах этот показатель едва дотягивает до 30. Не зря в старину (особенно на Кубани) говорили: воткнешь в чернозем палку - и она зацветет. 

- Писали, что во время вой­ны немцы эшелонами выво­зили чернозем в Германию.

- Да, эшелонов было несколько, но один наши летчики разбомбили: чернозем размыло дождями, крестьяне растащили его по полям. Немцам мало что досталось и никакой выгоды они не получили. Ведь чтобы добиться высоких урожаев, слой этих богатейших почв, как я уже говорил, должен достигать метра и обязательно содержать степную биоту, которая формируется многими тысячелетиями. Чернозем обладает необыкновенной структурой - почвоведы называют ее зернистой. Берешь в руки ком земли - и он рассыпается на мелкие комочки в 3-5 миллиметров, напоминающие гречку. Вы упомянули воронежский чернозем, по нему после дождя действительно не пройдешь: сапоги от земли не оторвешь, столько на них всего налипает. Но через день-другой поле подсохнет, и почва снова примет естественное, как говорят почвоведы, “агрегатное” состояние, готово впитывать воду и “служить” растениям. Будто чернозем помнит свою прежнюю, исконную форму и всякий раз к ней возвращается. Но до сих пор мы не знаем, как образуется эта необыкновенная агрегатная структура из геологических пород (лессовых отложений), почему под дождем она вроде бы разрушается, а затем вновь формируется.

- Но даже уникальные почвы со временем беднеют?

- Да, самые плодородные почвы, если их использовать столетиями, постепенно истощаются. Прежде всего, меняется структура чернозема - такова главная его особенность. При постоянной эксплуатации количество гумуса сокращается, чернозем теряет агрегатную структуру, способность впитывать и сохранять воду, гумус может окисляться - и углекислый газ попадает в атмосферу. В итоге плодородие почв заметно падает. В былые годы чернозему вредила тяжелая сельскохозяйственная техника. Наши хозяйства очень ей увлекались. Она действительно была эффективна, но приводила к образованию плотных комьев земли - крестьяне звали их “чемоданами” (в отличие от “гречневых” агрегатов), из-за них заметно уменьшалось плодородие почв. 

- Эта болезнь лечится, наука здесь может помочь?

- Безусловно. Прежде всего, необходимо дать почве отдых. Наши предки использовали севооборот: сажали на полях многолетние травы - люцерну, клевер и другие. Они возвращали в почву азот, благодаря чему количество гумуса восстанавливалось. Отводили земли “под пар” и какое-то время вообще их не распахивали. Почва накапливала воду, биота успевала наработать питательные вещества - и плодородие земли возрождалось. Эти методы нужно использовать и сегодня. И идти дальше: наука стремится управлять почвенными процессами, старается помочь чернозему не потерять свои уникальные качества. 

Чтобы понять, как в черноземе возникают чрезвычайно ценные агрегатные структуры, в наших фундаментальных исследованиях мы разделяем органическое вещество почвы (гумус) на основные составляющие: гидрофильные и гидрофобные компоненты. Гидрофильные воду притягивают, а гидрофобные, содержащие стеариноподобные вещества, ее отталкивают. Противоположные эти качества чудесным образом сочетаются в гумусе. Мы изучаем, как он образуется, “работает” в черноземах, и предлагаем различные способы оказания помощи в случае необходимости. Соотношение компонентов в гумусе определяется методом жидкостной хроматографии. Затем с помощью томографов выясняем пористость черноземов - это очень важное качество почвы. Так благодаря точным приборам изучаем устройство “агрегатов” почвы, ищем ответы, с помощью каких элементов образуется та или иная структура. Каким соотношением гидрофобных и гидрофильных компонентов достигается водоустойчивость? Мы близки к пониманию этих чрезвычайно ответственных и сложных процессов. И на основе накопленного знания учимся “строить” гуминовые структуры искусственным путем. Это могут быть, например, специальные гели, которые выделяют из торфа, различных органических веществ и даже угля.

Водорастворимые органические вещества (это они, по-видимому,  делают почву рыхлой и помогают формированию не распадающихся в воде агрегатных структур) находим в самых неожиданных местах, например в защитных лесополосах. Гумус образуется из перегнившего тонкого слоя листьев. Это подтверждает сделанный нами вывод, что водорастворимая органика способствует образованию прочной, агрегатной, зернистой водоустойчивой структуры. Такой раствор из “живой” лесной подстилки можно вносить в нуждающиеся в подкормке и восстановлении черноземы.

- Как давно вы ведете эти исследования?

- Загадками образования водоустойчивых структур занимаюсь более 40 лет, с тех пор как окончил аспирантуру. Со временем пришло понимание, что гумус необходимо изучать как сложное природное физико-химическое образование. Определилась и цель поиска: найти и понять механизм формирования агрегатной структуры за счет органического вещества. Наши эксперименты подтверждают, что мы на верном пути: искомый механизм действует и помогает восстановлению органической структуры черноземов.

Отмечу, что наши работы успешно продвигаются благодаря поддержке Российского научного фонда, его гранта коллектив удостоился в 2014 году. На средства РНФ наша группа организует экспедиции и выезды в “поле”, где мы отбираем образцы почв и изу­чаем их непосредственно в природных условиях. Открываем школу молодых ученых: хотим заинтересовать студентов и аспирантов агрономических вузов нашими исследованиями, чтобы они представляли всю сложность природных образований и изменений, которые могут помочь земле. Но главное - благодаря фонду закупаем современные приборы. Я уже говорил об использовании томографов и хроматографии, есть у нас и лазерный дифрактометр - с помощью этой техники наши сотрудники определяют гидрофизические свойства почв. Стоит это оснащение очень дорого, а еще нужны средства, чтобы поддерживать аппаратуру в рабочем состоянии. Даже не знаю, как бы мы выходили из положения без помощи РНФ. 

- Молодежь интересуют эти исследования?

- Приблизительно половина состава нашей группы - это молодежь. Новая совершенная техника буквально притягивает  молодых сотрудников. С ее помощью они исследуют многочисленные внутренние процессы, рассчитывают и анализируют полученные данные. 

- На каком уровне находятся ваши работы, если сравнить их с зарубежными?

- Скажу так: мы с коллегами друг друга понимаем, а это, считаю, очень важно. Ведь мы ведем исследования разными путями. Особенно близки нам наработки французских и немецких специалистов: они также рассматривают органические вещества как сложные физико-химические смеси и изучают их роль в образовании “агрегатов”. 

- А что дальше? К чему могут привести ваши работы? 

- О перспективах фундаментальных исследований я уже говорил, но мы занимаемся и практическим их применением - создаем, в частности, измерительный прибор в виде простых устройств для контроля оптимальных условий роста растений. Его можно поместить в землю, и он зафиксирует состояние почв. Скажем, недостаток влаги или ее избыток, хватает ли минеральных удобрений и т.д. (это можно определить и на глаз, но под силу лишь очень опытным агрономам). На основе полученных данных специалисты будут знать, что делать: в одних случаях, скажем, проводить дренажные работы, в других - орошать поля. Смогут точно рассчитывать и управлять плодородием почв. Главное, это поможет земле.

 

 


Страница 7 из 13.


Выпускнику


Материалы по теме