Академия биологии и биотехнологии. Южный федеральный университет

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Магистр. Образовательная программа

Магистр. Образовательная программа

1. Общие положения

1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки 020700 Почвоведение является системой учебно-методических документов, сформированной на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 020700 Почвоведение и рекомендуемой вузам для использования при разработке основных образовательных программ (ООП) 2-ого уровня высшего профессионального образования (магистр) по направлению подготовки 020700 Почвоведение в части:

· набора профилей подготовки из числа включенных в Общероссийский классификатор образовательных программ (ОКОП);

· компетентностно-квалификационная характеристика выпускника;

· содержания и организации образовательного процесса;

· ресурсного обеспечения реализации ООП;

· итоговой государственной аттестации выпускников.

1.2. Цель разработки ПООП ВПО по направлению подготовки 020700 Почвоведение

Целью разработки примерной основной образовательной программы является методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по данному направлению подготовки и разработки высшим учебным заведением основной образовательной программы первого уровня ВПО (магистра с присвоением квалификации).

1.3. Характеристика ПООП по направлению подготовки 020700 Почвоведение Примерная основная образовательная программа (ПООП) по направлению подготовки 020700 Почвоведение является программой 2-ого уровня высшего профессионального образования.

Нормативные сроки освоения: 2 года.

Квалификация выпускника в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом: магистр почвоведения с присвоением квалификации

1.4. Профили подготовки:

Почвоведение

Физика почв

Химия почв

Биология почв

География почв

Внутри каждого профиля ООП магистра почвоведения решением Ученого совета вуза могут вводиться специализации, конкретизирующие направленность профессиональной подготовки и специальные профессиональные компетенции выпускника.

2. Компетентностно-квалификационные характеристики выпускника по направлению подготовки 020700 Почвоведение.

Разрабатываются на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки в соответствии с профилем магистерской подготовки и включает в себя:

· область профессиональной деятельности

· организации Российской Академии наук, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства федерального имущества, Госстроя России;

· академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с исследованием почв;

· почвенно-экологические, почвенно-ландшафтные, почвенно-мелиоративные, оценочные организации, проводящие работы по почвенному покрову, агрохимические, картографические и сельскохозяйственные организации различных форм собственности;

· организации, связанные с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач;

· учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования.

Магистры по направлению подготовки 020700 Почвоведение подготовлены к участию в работе в полевых экспедициях по изучению почвенного покрова, в научных почвенных, агрохимических и др. лабораториях, в вычислительных центрах при проведении научно-исследовательских и производственных почвенных, экологических, природопользовательских, мелиоративных и других работ, связанных с исследованием и использованием почвенного покрова.

· объекты профессиональной деятельности:

Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 020700 Почвоведение являются:

Почвенный покров Земли, ландшафты, почвы и подстилающие породы,  минералы,  слагающие почву и почвообразующие породы; растения и почвенная биота, плодородие почв и его регулирование, почвенные и грунтовые воды, почвенные и земельные ресурсы, природные и техногенные процессы в почвенном и напочвенном покрове; охрана и восстановление почв, экологические и социально-экономические функции почвенного покрова.

· виды и задачи профессиональной деятельности:

Магистр почвоведения с присвоением квалификации подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

– производственно-технологическая;

– научно-исследовательская;

– организационно-управленческая;

– проектная.

(Конкретные виды профессиональной деятельности магистра с присвоением квалификации, указанные в настоящей ПООП, могут дополняться высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями).

Магистр почвоведения должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач, дополнительных к задачам, решаемым бакалавром почвоведения в соответствии со своей квалификацией, видами профессиональной деятельности и профилем подготовки.

А) универсальными (общими) (УНК):

– углубленными научными компетенциями (УНК):  способность демонстрировать углубленные знания в области математики и естественных наук (УНК-1); гуманитарных и экономических наук (УНК-2); способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (УНК-3); способность использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (УНК-4);

– системными компетенциями (СК): способность порождать новые идеи (креативность) (СК-1); способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (СК-2); способность адаптироваться к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (СК-3); способность и готовность к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности; способность свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средство делового общения (СК-4); способность к активной социальной мобильности; навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом (СК-5);

 б) профессиональными:

– углубленными профессиональными компетенциями (УПК): Использовать углубленные теоретические, методические и практические знания по почвоведению и смежным наукам, часть которых находится на передовом рубеже почвоведения, демонстрировать знание фундаментальных и стыковых прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы по почвоведению, а также понимание научных и практических проблем современного почвоведения (в соответствии со своей магистерской программой) (УПК-1); свободное владение профессионально-профилированными знаниями в области информационных технологий, способность использовать современные компьютерные сети, программные продукты и ресурсы Интернет для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами профильной подготовки (УПК-2); способность понимать, анализировать и формировать диагностические решения проблем почвоведения и смежных наук путем анализа и интеграции фундаментальных положений почвоведения и специализированных знаний  в сфере профилизации. Способность создавать научно-обоснованные гипотезы и разрабатывать программы исследований на основе полученной информации, в том числе и  при ее ограниченности и неполноте. Владеть современными методами почвоведения, его основных разделов и специальных направлений (в соответствии с профилизацией).  Уметь работать с современной аппаратурой (в соответствие с профилизацией). Быть способным использовать методы и подходы современного почвоведения, наук об окружающей среде, экологии, природопользования для решения прикладных и постановки перспективных научных проблем. Быть способным преподавать разделы наук о Земле в специализированных средних и высших учебных заведениях (УПК-3);

– профессионально-профилированными компетенциями (в соответствии с видами деятельности) (ППК):

Научно-исследовательская деятельность:

– способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области почвоведения и смежных наук (в соответствии с профилем магистерской программы) и решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ППК-6);

– способность и готовность применять на практике навыки составления и оформления научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статей (в соответствии с профилем магистерской программы) (ППК-7);

 производственно-технологическая деятельность:

– способность использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для проведения почвенных и почвенно-экологических исследований (в соответствии с профилем магистерской программы) (ППК-1);

– способность к профессиональной эксплуатации современного полевого и лабораторного оборудования и приборов (в соответствии с профилем магистерской программы) (ППК-2);

– способность свободно пользоваться современными методами обработки и интерпретации комплексной информации при исследования наземных природных объектов (в соответствии с профилем магистерской программы) для решения научных и практических задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ППК-3);

 организационно-управленческая деятельность:

– готовность к использованию практических навыков организации и управления научно-исследовательскими и научно-производственными работами при решении почвенных и почвенно-экологических (в соответствии с профилем магистерской программы) (ППК-4);

– готовность к практическому использованию углубленных знаний в области  управления природопользованием (в соответствии с профилем магистерской программы) (ППК-5);

Проектная деятельность:

– способность составлять проекты научно-исследовательских и производственных работ (ППК-8);

– способность и готовность к проектированию комплексных научно-исследовательских и научно-производственных почвенных и почвенно-экологических исследований в соответствии с нормативными документами на конкретные виды работ (ППК-9);

(Компетенции в других видах деятельности могут обозначаться вузом в соответствии с научными традициями и рекомендациями работодателей).

3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса.

3.1. Примерный учебный план подготовки магистра с присвоением квалификации, составленный по циклам дисциплин, должен содержать базовую и вариативную части (в соответствии с профилем), включать перечень дисциплин, их трудоемкость и последовательность изучения (см. приложение 1).

4. Ресурсное обеспечение

В соответствии с п. п. 6.3.1.- 6.3.3 ФГОС ВПО по направлению 020700 Почвоведение высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки магистра почвоведния с присвоением квалификации должно располагать кадровой и материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Для обеспечения эффективной и научно-практической подготовки магистров почвоведения вуз должен иметь устойчивые связи с НИИ, предприятиями и учреждениями, предоставляющими свою материально-техническую базу для реализации профилей основных образовательных программ.

Вуз должен располагать специализированными полигонами и базами практик, оборудованными для проведения производственных и научно-производственных гработ магистрантов. Специализированные полигоны практик по профилям подготовки Почвоведение должны располагать современным полевым оборудованием, приборами для полевых наблюдений (в соответствии с профилем подготовки) вычислительной техникой для проведения камеральных работ. Они должны быть оборудованы помещениями для проживания и работы студентов и преподавателей.

Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современными стендами и специализированным научным оборудованием, позволяющими проводить исследования химического, физического, физико-механического, минералогического и литологического состава почв и почвообразующих пород, их петрофизические, геохимические, гидрогеологические, инженерно-геологические свойства. Вуз должен располагать современной компьютерной техникой и программными средствами, позволяющими выполнять комплексную интерпретацию пространственно-временных данных по исследованию почвенного покрова в соответствии с профилем магистерской программы.

 5. Рекомендации по использованию образовательных технологий.

5.1. Формы, методы и средства организации и проведения образовательного процесса (общие для всех профилей основной образовательной программы магистра почвоведения).

А) формы, направленные на теоретическую подготовку:

– лекция;

– семинар;

– лабораторная работа;

– самостоятельная работа;

– консультация;

Б) формы, направленные на практическую подготовку:

– практическое занятие;

– производственная практика;

– выпускная работа.

5.2. Рекомендации по использованию форм и средств организации образовательного процесса, направленных на теоретическую подготовку.

Лекция. Можно использовать различные типы лекций: вводная, мотивационная (возбуждающая интерес к осваиваемой дисциплине); подготовительная (готовящая студента к более сложному материалу); интегрирующая (дающая общий теоретический анализ предшествующего материала); установочная (направляющая студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы).

Содержание и структура лекционного материала должны быть направлены на формирование у студента соответствующих теоретических компетенций и соотноситься с выбранными преподавателем методами контроля и оценкой их усвоения.

Семинар. Эта форма обучения с организацией обсуждения призвана активизировать работу студентов при освоении теоретического материала, изложенного на лекциях. Рекомендуется использовать семинарские занятия при освоении дисциплин гуманитарно-социально-экономического, математико-естественнонаучного и профессионального циклов (профильные дисциплины).

Лабораторная работа должна помочь практическому освоению научно-теоретических основ изучаемых дисциплин, овладению техникой эксперимента в почвоведении, физике почв, почвенной информатике, оценке почв и других разделах современного почвоведения.

Лабораторные работы рекомендуется выполнять при освоении основных теоретических дисциплин всех профилизаций бакалавриата.

Самостоятельная работа студентов при освоении учебного материала. Самостоятельная работа может выполняться студентом в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах (лабораториях), компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студента должна предусматривать контролируемый доступ к лабораторному оборудованию, приборам, базам данных, к ресурсу Интернет. Необходимо предусмотреть получение студентом профессиональных консультаций или помощи со стороны преподавателей.

Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, учебным программным обеспечением.

5.3. Рекомендации по использованию форм и средств организации образовательного процесса, направленных на практическую подготовку.

Практическое занятие. Эта форма обучения направлена на практическое освоение и закрепление теоретического материала, изложенного на лекциях. Рекомендуется использовать практические занятия для выработки компетенций, необходимых для практического использования теоретических знаний, полученных при освоении профильных дисциплин магистерской программы.

Производственная профильная практика призвана закрепить знания материала профильных курсов дисциплин по почвоведению, привить студенту практические навыки организации и проведения полевых почвенных работ. Материалы, полученные студентом на производственной практике должны служить основой подготовки и защиты выпускной квалификационной работы.

Выпускная работа магистра почвоведения является учебно-квалификационной; ее тематика и содержание должны соответствовать уровню знаний, полученных выпускником в объеме дисциплин профиля и специализации магистерской программы.

При проведении всех видов учебных занятий необходимо использовать различные формы текущего и промежуточного (рубежного) контроля качества усвоения учебного материала: контрольные работы, индивидуальное собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен, защита курсовой или выпускной работы.

 6. Требования к проведению итоговой государственной аттестации и разработке соответствующих оценочных средств.

Итоговая государственная аттестация (ИГА) магистра почвоведения включает защиту выпускной квалификационной работы. ИГА должна проводиться с целью определения общепрофессиональных и специальных профессиональных компетенций выпускника, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных настоящей ПООП ВПО и ФГОС ВПО по направлению подготовки 020700 Почвоведение.

Выпускная квалификационная работа специалиста почвоведа должна быть представлена в форме рукописи. Она должна быть законченным исследованием, имеющим теоретическое или прикладное значение и свидетельствующим об уровне профессиональной подготовки автора.

Работа должна содержать реферативную часть, отражающую общепрофессиональные компетенции и эрудицию выпускника и самостоятельную исследовательскую часть, отражающую его специальные профессиональные компетенции (в соответствии с профилем подготовки). Самостоятельная (исследовательская) часть работы может быть выполнена индивидуально или в составе творческого коллектива на материалах, полученных в период прохождения производственной практики. Допускается использование материалов научно-исследовательских или научно-производственных работ кафедры, факультета, научных или производственных организаций, в выполнении которых участвовал выпускник.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы магистра почвоведения с присвоением квалификации определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений и методических рекомендаций УМС по почвоведения УМО по классическому университетскому образованию.

 

Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, составляет не менее 13 недель.

Обновлено ( 16.01.2011 01:50 )  


Выпускнику