Академия биологии и биотехнологии. Южный федеральный университет

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Программа подготовки бакалавров

Бакалавр. Образовательная программа

1. Общие положения

1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки 020700 Почвоведение является системой учебно-методических документов, сформированной на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) по данному направлению подготовки и рекомендуемой вузам для использования при разработке основных образовательных программ (ООП) 1 уровня высшего профессионального образования (бакалавр почвоведения) по направлению подготовки 020700 Почвоведение в части:

·     набора профилей подготовки из числа включенных в Общероссийский классификатор образовательных программ (ОКОП);

·     компетентностно-квалификационная характеристика выпускника;

·     содержания и организации образовательного процесса;

·     ресурсного обеспечения реализации ООП;

·     итоговой государственной аттестации выпускников.

1.2. Цель разработки ПООП ВПО по направлению подготовки 020700 Почвоведение

Целью разработки примерной основной образовательной программы является методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по данному направлению подготовки и разработки высшим учебным заведением основной образовательной программы первого уровня ВПО (бакалавра почвоведения).

1.3. Характеристика ПООП по направлению подготовки 020700 Почвоведение

Примерная основная образовательная программа (ПООП) по направлению подготовки 020700 Почвоведение является программой 1 уровня высшего профессионального образования.

Нормативные сроки освоения: 4 года.

Квалификация выпускника в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом: бакалавр почвоведения

 1.4. Профили подготовки.

Подготовка бакалавра почвоведения в составе направления подготовки 020700 Почвоведение осуществляется по профилизациям, утвержденным Ученым Советом вуза.

 2. Компетентностно-квалификационные характеристики выпускника по направлению подготовки 020700 Почвоведение.

·     область профессиональной деятельности бакалавра почвоведения:

·     организации Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства федерального имущества, Госстроя России;

·     академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с исследованием почв;

·     почвенно-экологические, почвенно-ландшафтные, почвенно-мелиоративные, оценочные организации, проводящие работы по почвенному покрову, агрохимические, картографические и сельскохозяйственные организации различных форм собственности;

·     организации, связанные с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач;

·      учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования.

Выпускники по направлению подготовки 020700 Почвоведение подготовлены к участию в работе в полевых экспедициях по изучению почвенного покрова, в научных почвенных, агрохимических и др. лабораториях, в вычислительных центрах при проведении научно-исследовательских и производственных почвенных, экологических, природопользовательских, мелиоративных и других работ, связанных с исследованием и использованием почвенного покрова.

 ·     объекты профессиональной деятельности бакалавра почвоведения:

почвенный покров Земли,  почвы и подстилающие породы, литосфера, горные породы, минералы, кристаллы, слагающие почву и почвообразующие породы ; растения и почвенная биота, минеральные ресурсы, природные и техногенные процессы в почвенном и на почвенном покрове; экологические функции почвенного покрова; использование почв, охрана почв от деградации, минеральные и органические удобрения; оценка почв, почвенно-экологическая экспертиза, земельное право; почвенные, поверхностные и подпочвенные подземные воды, природные и техногенные почвенные процессы, математическое моделирование почвенных процессов, почвенные конструкции; экологические функции почв.

 ·     виды и задачи профессиональной деятельности.

Бакалавр почвоведения подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

– научно-исследовательская;

– производственно-технологическая;

– организационно-управленческая;

– проектная.

(Конкретные виды профессиональной деятельности бакалавра, указанные в настоящей ПООП могут дополняться высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями).

Бакалавр почвоведения должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии со следующими видами профессиональной деятельности:

а) научно-исследовательская деятельность:

– работа на экспериментальных установках, моделях, работа на лабораторном оборудовании и приборах; подготовка полевого оборудования и снаряжения;

– составление разделов научно-технических отчетов, пояснительных записок;

– подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;

– участие в работе семинаров, научно-технических конференций, в подготовке публикаций, составлении заявок на изобретения и открытия.

 б) производственно-технологическая деятельность:

– участие в проведении полевых почвенных наблюдений и измерений с использованием современных технических средств;

– первичная документация полевых данных, первичная обработка полевой информации о почвенном покрове;

– сбор, обработка, обобщение фондовых почвенных, землеустроительных, мелиоративных, геологических, геофизических, геохимических, гидрогеологических, инженерно-геологических, почвенно-экологических, геоботанических и других данных с использованием современных методов анализа и вычислительной техники;

– составление карт, схем, профилей, разрезов, таблиц, графиков и другой установленной отчетности по утвержденным формам;

 в) организационно-управленческая деятельность:

– подготовка полевого снаряжения и оборудования;

– участие в организации полевых работ, контроль за соблюдением техники безопасности;

- участие в оценочных почвенных работах, в составлении документов по управлению, оценке и  использованию почвенных ресурсов.

 г) проектная деятельность:

– подготовка сметной документации на проведение полевых почвенных работ;

– участие в проектировании полевых и лабораторных работ в области изучения почвенного покрова;

- участие в создании почвенных, почвенно-мелиоративных, почвенно-конструкторских, почвенно-ландшафтных проектов.

 Компетенции выпускников-почвоведов:

Бакалавр почвоведения в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в пп. 3.2. и 3.6.1 ФГОС ВПО по направлению 020700 Почвоведение, должен обладать следующими компетенциями:

а) универсальными (обязательными для всех профилизаций)

– общенаучными компетенциями (ОНК): способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук (ОНК-1); гуманитарных и экономических наук (ОНК-2); способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОНК-3); собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОНК-4);

– инструментальными компетенциями (ИК): способность использовать в социальной сфере и в познавательной и профессиональной деятельности элементарные навыки работы с компьютером (ИК-1), готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке (ИК-2), необходимое знание второго языка (ИК-3), способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ИК-4), способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ИК-5), способность использовать в профессиональной деятельности базовые знания в области информатики и современных информационных технологий, навыки использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умение создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет (ИК-6);

– социально-личностными и общекультурными компетенциями (СЛК): способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (СЛК-1); настойчивость в достижении цели, выносливость (СЛК-2); способность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (СЛК-3); способность использовать этические и правовые нормы; толерантность; способность к социальной адаптации (СЛК-4); умение работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться (СЛК-5); навыки культуры социальных отношений, умение критически переосмысливать свой социальный опыт (СЛК-6); владение социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни (СЛК-7).

 б) профессиональными компетенциями:

общепрофессиональными компетенциями (в соответствии с видами деятельности), обязательными для всех профилизаций (ОПК):

научно-исследовательская деятельность:

– способность эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных почвенных и почвенно-экологических работ (ОПК-1);

– способность применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ОПК-2);

 производственно-технологическая деятельность:

– способность применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов полевых почвенных, почвенно-экологических исследований, а также методов изучения использования, конструирования и оценки почв (ОПК-3);

– демонстрировать владение методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной почвенной, почвенно-экологической информации, информации по использованию, конструированию и оценке почв  (ОПК-4);

– способность понимать, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных почвенных, почвенно-экологических исследований, а также результатов по использованию, конструированию и оценке почв (ОПК-5);

 организационно-управленческая деятельность:

– демонстрировать владение теоретическими основами организации и планирования почвенных, почвенно-экологических работ и работ по использованию, конструированию и оценке почв (ОПК-6);

– способность применять на практике знание теоретических основ управления в сфере почвенных, почвенно-экологических работ и работ по использованию, конструированию и оценке почв (ОПК-7);

– знание принципов составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ОПК-8);

 

проектная деятельность:

– способность понимать принципы составления проектов производственных почвенных, почвенно-экологических работ и работ по использованию, конструированию и оценке почв и сопряженных природных объектов(ОПК-9);

– готовность пользоваться нормативными документами, определяющими стоимость проведения полевых, лабораторных, вычислительных и интерпретационных почвенных, почвенно-экологических работ и работ по использованию, конструированию и оценке почв и сопряженных природных объектов (ОПК-10);

(Компетенции в других видах деятельности могут обозначаться вузом в соответствии с научными традициями и рекомендациями работодателей);

 

3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса.

3.1. Примерный учебный план подготовки бакалавра почвоведения, составленный по циклам дисциплин, содержит базовую и вариативную части , включает перечень дисциплин, их трудоемкость и последовательность изучения (см. приложение 1).

3.2. Примерные программы учебных дисциплин, практик (см. приложение 2)

4. Ресурсное обеспечение.

Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки бакалавра почвоведения, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Для проведения учебных практик вуз должен располагать специализированными полигонами и базами общедисциплинарных и профильных почвенных, почвенно-экологических практик и практик по использованию, конструированию и оценке почв и сопряженных природных объектов в хорошо изученных в отношении почвенного покрова регионах.

Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современными стендами и оборудованием, позволяющими изучать состав и свойства почв, почвообразующих пород, изучать и моделировать строение, свойства и процессы почвенных объектов..

Полигоны и базы учебных практик вуза должны быть оборудованы помещениями для проживания и работы студентов и преподавателей, располагать современным полевым оборудованием, приборами для полевых наблюдений (в соответствии с профилем подготовки) вычислительной техникой для проведения камеральных работ.

 5. Рекомендации по использованию образовательных технологий

5.1. Формы, методы и средства организации и проведения образовательного процесса (общие для всех профилизаций основной образовательной программы бакалавра почвоведения).

а) формы, направленные на теоретическую подготовку:

– лекция;

– семинар;

- коллоквиум;

– лабораторная работа;

– самостоятельная аудиторная работа;

– самостоятельная внеаудиторная работа;

– консультация;

б) формы, направленные на практическую подготовку:

– практическое занятие, практикум;

– почвенно-геоботаническая экскурсии , экспедиции;

– учебная и производственная практики;

- самостоятельная внеаудиторная работа;

– курсовая работа;

– выпускная работа.

5.2. Рекомендации по использованию форм и средств организации образовательного процесса, направленных на теоретическую подготовку.

Лекция. Можно использовать различные типы лекций: вводная, мотивационная (возбуждающая интерес к осваиваемой дисциплине); подготовительная (готовящая студента к более сложному материалу); установочная (направляющая студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы). интегрирующая (дающая общий теоретический анализ предмета);

Содержание и структура лекционного материала должны быть направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соотноситься с выбранными преподавателем методами контроля, оценкой их усвоения и практическими занятиями.

Семинар. Эта форма обучения с организацией обсуждения призвана активизировать работу студентов при освоении теоретического материала, изложенного на лекциях. Рекомендуется использовать семинарские занятия при освоении дисциплин гуманитарно-социально-экономического, математико-естественнонаучного и профессионального циклов (профильные дисциплины).

Лабораторная работа должна помочь практическому освоению научно-теоретических основ изучаемых дисциплин, овладению техникой эксперимента в почвоведении. Может включать форму коллокувиума.

Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студентов при освоении учебного материала. Самостоятельная работа может выполняться студентом в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах (лабораториях), компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студента должна предусматривать контролируемый доступ к лабораторному оборудованию, приборам, базам данных, к ресурсу Интернет. Необходимо предусмотреть получение студентом профессиональных консультаций или помощи со стороны преподавателей.

Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, учебным программным обеспечением.

5.3. Рекомендации по использованию форм и средств организации образовательного процесса, направленных на практическую подготовку.

Практическое занятие. Эта форма обучения направлена на практическое освоение и закрепление теоретического материала, изложенного на лекциях. Рекомендуется использовать практические занятия при освоении базовых и профильных дисциплин профессионального цикла.

Почвенно-геоботаническая экскурсии, экспедиции. Форма обучения, позволяющая познакомить студента с почвенными и наземными объектами, сведения о которых он получил в теоретической части курса. Рекомендуется использовать почвенно-геоботанические экскурсии для практического освоения таких дисциплин как Общее почвоведение, Экология и др.

 Учебные и производственные почвенные практики призваны закрепить знания материала теоретических курсов наук о почвах, привить студенту практические навыки полевой работы, навыки практического использования полевого снаряжения, приборов и оборудования, навыки сбора, обработки и интерпретации полевых данных по почвам и другим природным объектам.

Курсовая работа. Форма практической самостоятельной работы студента, позволяющая ему освоить один из разделов образовательной программы (или дисциплины). Рекомендуется использовать курсовые работы при освоении базовых и профильных частей профессионального цикла ООП бакалавра почвоведения.

Выпускная работа бакалавра почвоведения является учебно-квалификационной. Её тематика и содержание должны соответствовать уровню компетенций, полученных выпускником, в объеме цикла профессиональных дисциплин. Работа должна содержать самостоятельную исследовательскую часть, выполненную студентом, как правило, на материалах, полученных в период прохождения производственной практики.

При проведении всех видов учебных занятий необходимо использовать различные формы текущего и промежуточного (рубежного) контроля качества усвоения учебного материала: контрольные работы, тестирование, индивидуальное собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен, защита курсовой или выпускной работы.

 6. Требования к проведению итоговой государственной аттестации и разработке соответствующих оценочных средств

Итоговая государственная аттестация (ИГА) бакалавра почвоведения включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы и Государственный экзамен. ИГА должна проводиться с целью определения универсальных и профессиональных компетенций бакалавра почвоведения, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных ФГОС ВПО по направлению 020700 Почвоведение, способствующим его востребованности на рынке труда и продолжению образования в магистратуре. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе бакалавра почвоведения, которую он освоил за время обучения.

6.1. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра почвоведения.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра почвоведения должна соответствовать видам и задачам его профессиональной подготовки. Она должна быть представлена в форме рукописи с соответствующим иллюстрационным материалом и библиографией.

                   Тематика и содержание ВКР должны соответствовать уровню компетенций, полученных выпускником в объеме базовых дисциплин профессионального цикла ООП бакалавра и дисциплин выбранной студентом специализацией и профилизацией в области наук о почве. ВКР выполняется под руководством опытного специалиста – преподавателя, научного сотрудника вуза или его филиала. В том случае, если руководителем является специалист производственной организации, назначается куратор от выпускающей кафедры. ВКР должна содержать реферативную часть, отражающую общую профессиональную эрудицию автора, а также самостоятельную исследовательскую часть, выполненную индивидуально или в составе творческого коллектива по материалам, собранным или полученным самостоятельно студентом. Темы ВКР могут быть предложены кафедрами или самими студентами. В их основе могут быть материалы научно-исследовательских или научно-производственных работ кафедры, факультета, научных или производственных почвенно-экологических, почвенно-ландшафтных, почвенно-мелиоративных, почвенно-оценочных организации, а также  агрохимических, картографических и сельскохозяйственных организаций.

Самостоятельная исследовательская часть ВКР должна быть законченным исследованием, свидетельствующим об уровне профессионально-специализированных компетенций автора. Требования к содержанию, объему и структуре ВКР бакалавра определяются вузом на основании действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов и методических рекомендаций УМО по классическому университетскому образованию.

6.2. Требования к государственному экзамену бакалавра почвоведения.

Порядок проведения и программа государственного экзамена определяются вузом на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений и методических рекомендаций УМО по классическому университетскому образованию.

Вузом должны быть разработаны фонды оценочных средств, позволяющие определить уровень освоения выпускником универсальных, общепрофессиональных и профессионально-специализированных компетенций.

Фонды оценочных средств могут включать вопросы Государственного экзамена, комплексные тестовые задания, разработанные вузом для каждой профилизации бакалавриата.

 

 

Обновлено ( 28.05.2009 18:37 )  


Выпускнику